Черный июль 1974 года

Фото: Бюро печати и информации
Фото: Бюро печати и информации

Трагические события, произошедшие на Кипре 28 лет назад, послужили причиной того, что в новейшую историю страны этот жаркий летний месяц вошел под названием «черный июль». В августе 1960 года в результате упорной борьбы всего народа бывшая английская колония Кипр получила независимость. Но суверенитет молодого независимого государства был серьезно урезан: в соответствии с навязанной кипрскому народу Конституцией, Великобритания получила 99 кв. миль кипрской территории под военные базы и право использовать в военных целях аэродромы, дороги, порты и воздушное пространство страны. Кроме того, Англия, Греция и Турция выступили в качестве стран-гарантов, взявших на себя обязательство обеспечивать независимость, территориальную целостность и безопасность Кипра. Они обязались проводить консультации и принимать необходимые меры в случае угрозы срыва этого договора.

Еще одним документом полностью противоречащим основным положениям международного права, Уставу ООН, а также суверенитету и независимости страны, был договор о союзе, подписанный Грецией, Турцией и республикой Кипр, согласно которому молодой республике была навязана совместная оборона острова, предусматривающая размещение на его территории генерального штаба Союза и военных гарнизонов союзников, состоящих из 950 греческих и 650 турецких солдат. Несмотря на то, что положения Конституции были направлены на разделение и противопоставления двух основных национальных общин с целью дестабилизации внутренней обстановки, в стране начала быстро развиваться экономика, были налажены международные связи. За короткий промежуток времени Республика Кипр сумела завоевать международное признание и авторитет. Этому в большой мере способствовала деятельность первого президента страны – Архиепископа Макариоса III, вся жизнь которого была ярким примером служения Богу и родине. Движению страны по пути ее дальнейшего развития мешал национализм, доставшийся в наследство от колониального режима.

Националистические круги обеих общин продолжали деятельность, которая фактически вела к ликвидации Кипра как единого независимого государства. С конца 1963 года в Никосии, а затем в других городах начались вооруженные столкновения между боевиками греческой и турецкой общин, приведшие к жертвам среди мирных жителей. Великобритания, взяв на себя роль «миротворца», добилась примирения вражеских сторон и, перебросив свои войска с военных баз, создала в Никосии так называемую «зеленую линию» — нейтральную зону, разделившую греческие и турецкие кварталы. Это был первый шаг, направленный на разделение страны.

По просьбе правительства Кипра, вопрос о положении на острове был рассмотрен в ООН, и в марте 1964 года была принята резолюция Совета Безопасности ООН, согласно которой в страну для поддержания мира были направлены войска Организации Объединенных Наций. Но вооруженные стычки между националистически настроенными представителями обеих общин продолжались и в последующие годы. В апреле 1967 года в Греции произошел военный переворот, и к власти в стране пришла военная хунта. Правительства Турции и Греции попытались договориться о дальнейшей судьбе Кипра, но переговоры закончились неудачей. Спустя два месяца на острове вновь начались бои, которые удалось прекратить лишь с помощью вмешательства войск ООН. Характеризуя политическую обстановку, сложившуюся на Кипре в конце 60-х в начале 70-х годов, необходимо отметить, что столкновения, имевшие место в 1964 и 1967 годах, не помешали существовавшим международным связям; в сельских районах и деревнях со смешанным населением по-прежнему сохранялись дружественные отношения.

Прошедшие в 1968 и 1973 году президентские выборы продемонстрировали убедительную победу архиепископа Макариоса, пользовавшегося огромной любовью и уважением кипрского народа. Но его миролюбивая политика и усилия, направленные на независимость страны, терпимость к туркам-киприотам, рассматривались афинским правительством «черных полковников» как предательство политики эносиса. Используя экстремистски настроенных греков-киприотов, греческая хунта организовала ряд покушений на архиепископа, которые, к счастью, не удались. Члены террористической организации ЭОКА – 2, созданной и руководимой генералом Гривасом, жестоко расправлялись со сторонниками президента и членами АКЕЛ. Понимая всю степень угрозы, исходившей от офицеров, командующих кипрской армией и связанных с греческим военным режимом, Макариос постарался избавиться от их присутствия на Кипре.

2 июня 1974 года он обратился с посланием к президенту Греции с требованием отзыва с острова 650 греческих офицеров. Справедливое требование президента Кипра «черные полковники» использовали в качестве предлога для антиправительственного мятежа. Утром 15 июля отряды национальной гвардии атаковали президентский дворец. Целью политического переворота было свержение законного правительства и убийство Архиепископа Макариоса. Президенту чудом удалось спастись. Покинув Никосию, он из Пафоса обратился по радио к народу Кипра. С помощью англичан Макариос был доставлен с военной базы Акротири на Мальту, а затем в Лондон и Нью-Йорк. 18 июля он обратился к ООН с призывом оказать поддержку народу Кипра в его справедливой борьбе за независимость, единство и территориальную целостность. В это время на Кипре происходили трагические события. Заговорщики объявили о смещении Макариоса с поста президента и провозгласили главой государства ярого националиста Н.Самсона. Девятидневное правление Самсона было отмечено репрессиями и попранием конституционных прав. На прогрессивные силы Кипра, и в первую очередь на АКЕЛ, обрушилась волна репрессий.

20 июля 1974 года турецкое правительство под предлогом защиты турок-киприотов отдало приказ об отправке на остров турецких вооруженных сил. На Кипре начались военные действия. Тогдашний премьер-министр Турции охарактеризовал эту интервенцию как «мирную миссию», целью которой якобы было восстановление конституционного порядка. Эта весьма странная «мирная миссия» была осуществлена самыми зверскими методами: хладнокровными убийствами, насилием, разрушениями и грабежом. 40-тысячная армия интервентов, вооруженная тяжелой артиллерией, стремительно захватывала кипрскую территорию.

В самом начале турецкой агрессии Совет Безопасности ООН принял резолюцию, в которой потребовал прекратить интервенцию, немедленно вывести иностранные войска и восстановить конституционное правительство. 22 июля в силу вступило соглашение о прекращении огня, а на следующий день пришла весть о падении в Греции военного режима. Правительство Самсона сошло с политической арены. В соответствии с Конституцией, исполняющим обязанности президента стал председатель Палаты представителей Глафкос Клеридис, остававшийся на этом посту до прибытия на Кипр 7 декабря 1974 года архиепископа Макариоса.

В июле-августе 1974 года в Женеве состоялись две конференции по Кипру, последняя из них проходила с 8 по 14 августа, как и предыдущая, она закончилась безрезультатно, поскольку Турция настаивала на выделении отдельной федеральной зоны на острове. В тот же день, вновь ссылаясь на договор о гарантиях, турки начали расширение интервенции на Кипре. Турецкими войсками было оккупировано 37 процентов кипрской территории. 200 тысяч греков-киприотов были изгнаны из своих домов на севере острова и хлынули на юг страны. Около 30 тысяч турок-киприотов по требованию турецких оккупантов двигались им навстречу, так же покидая родные дома, чтобы заселись освободившуюся территорию.

В результате трагических событий лета 1974 года произошло насильственное разделение греков-киприотов и турок-киприотов по национальному и географическому признаку. Через весь остров прошла линия раздела: она начинается у Морфу, проходит через кварталы Никосии и тянется к Фамагусте, в которой сложилось особое положение. Она была покинута греками-киприотами, составляющими основную часть ее жителей, а турецкие войска туда не вошли. Город оказался как бы ничьим. В ходе военных действий погибло и пропало без вести большое число киприотов, тысячи людей стали беженцами в своей собственной стране. Многие исторические и культурные памятники были повреждены и разрушены. Было вывезено за границу и осело в частных коллекциях множество произведений искусств, относящихся к различным периодам кипрской истории и являющихся национальным достоянием.

vkcyprus.com / Людмила Папаконстантину, историк